Отчет по программе мониторинга ОРО в Красноярске
Собственники объектов размещения отходов (ОРО) обязаны организовать постоянное наблюдение за их состоянием, а также контролировать ущерб, причиняемый окружающей среде. Эта норма закреплена ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998, а также ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999. Для каждого объекта должна быть разработана программа мониторинга: запланированные мероприятия позволяют отследить наносимый природе ущерб, а также выявить избыточное негативное воздействие, которое ОРО оказывает на окружающую среду.
Каждый год нашими клиентами становятся 800 организаций
с первого раза
с небольшими компаниями, так
и с лидерами рынка в Красноярске
24 часов
Наши специалисты
Эколог |
Специалист по охране труда |
Делопроизводитель |
Инженер-эколог |
Цели ведения мониторинга ОРО
Практически каждый объект размещения отходов представляет угрозу для окружающей среды. Загрязняющие вещества, присутствующие в отходах, могут попасть в почву, в грунтовые воды, их постепенное разложение приводит к загрязнению атмосферного воздуха. Собственник обязан контролировать состояние полигона для отходов, отслеживать негативные изменения и принимать меры, чтобы свести их к минимуму.
Ведение мониторинга ОРО преследует одновременно несколько целей:
- Оценка степени негативного воздействия ОРО на флору и фауну, атмосферный воздух, состояние грунта и природных водоемов. Постоянное наблюдение дает возможность заметить избыточное загрязняющее действие и принять меры для защиты природы.
- Формирование базы данных о состоянии окружающей среды вблизи ОРО. Наблюдение ведется постоянно в течение многих лет, это дает возможность отслеживать тенденции и делать долгосрочные прогнозы.
- Анализ собранной информации. Если отчет показывает, что ОРО оказывает избыточное негативное воздействие, собственник будет обязан устранить его. Для этого потребуется обеспечить правильное хранение опасных отходов.
- Передача информации в надзорные экологические ведомства. Такие государственные структуры контролируют деятельность ОРО, чтобы не допустить чрезмерного загрязнения окружающей среды.
Собственник объекта обязан знать и соблюдать требования экологического законодательства. Ведением мониторинга на предприятии может заниматься штатный эколог, а если такая должность не предусмотрена, то компания может обратиться в стороннюю профильную организацию для проведения мониторинга и заполнения отчетности.
Требования к ведению мониторинга ОРО и подаче отчета
Отчет по программе мониторинга ОРО подается ежегодно. В соответствии с Приказом Минприроды №66 от 04.03.2016 срок его подачи установлен до 15 января года, следующего за отчетным. В течение года собственник объекта собирает информацию о загрязняющем воздействии на окружающую среду и вносит его в отчет, который в последствии передается для проверки в Росприроднадзор.
Отчет обязаны сдавать все юрлица и ИП, являющиеся собственниками ОРО. Форма работы хозяйствующего субъекта роли не играет, подготовка отчетности обязательна для всех предприятий. Однако в законодательстве предусмотрено несколько исключений. Подавать отчет не требуется собственникам следующих объектов:
- ОРО, которые официально были выведены из эксплуатации путем консервирования или рекультивации. Такие объекты считаются не действующими, поэтому для них мониторинг не считается обязательным.
- Скотомогильников. К их содержанию предъявляются отдельные требования.
- Специальных объектов, официально предназначенных для захоронения медицинских или радиоактивных отходов. К ним также предъявляются особые требования, в том числе по оформлению природоохранной документации.
Также отчет не подается, если на данном объекте запрещено размещение и захоронение отходов.
Куда и как подавать отчет по программе мониторинга ОРО?
На предприятии должна быть предварительно разработана и утверждена руководителем программа мониторинга ОРО. Она не требует подачи в Росприроднадзор и является внутренним документом предприятия, но ее наличие может проверить сотрудник надзорного ведомства. В программе фиксируется план мероприятий, которые должны выполняться в течение года для контроля состояния окружающей среды.
Документ предоставляется в местное отделение Росприроднадзора до установленной даты – 15 января года, следующего за отчетным. Если предприятие владеет несколькими объектами, то подавать отчет требуется по каждому из них. При этом действуют следующие принципы:
- Если ОРО располагаются в пределах одного региона, то отчетность подается в территориальное отделение Росприроднадзора.
- Если объекты расположены на территории разных областей, то отчеты по ним собственник подает в местные отделения Росприроднадзора по соответствующим регионам.
Отчет заполняется в бумажном виде в двух экземплярах: первый остается у природопользователя, второй подается в надзорное ведомство. К бумажной версии отчета прикладывается электронная копия на магнитном носителе. Также отчет может быть подан только в цифровой версии, в этом случае он должен быть защищен электронной подписью.
Содержание и структура отчета
Форма заполнения отчета по мониторингу ОРО утверждена Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66. В нем должна присутствовать следующая информация:
- Общие сведения об ОРО. Это наименование эксплуатирующей организации, ее ИНН, ОГРН, КПП, номер расчётного счета, юридически и почтовый адрес. Также должна быть указана информация о лицензии предприятия и его официальном включении в реестр. Если у ОРО нет лицензии, его деятельность считается незаконной и должна быть прекращена.
- Информация о наблюдении за состоянием окружающей среды на ОРО в отчетный период. В отчете необходимо указать, какие организации привлекались к наблюдению. Как правило, это аккредитованные лабораторные центры, в которых проводились исследования проб грунта, воды и воздуха. В отчете также указываются средства отбора проб и методы проводимых измерений.
- Информация об обнаруженных загрязнениях воды, почвы и воздуха. Она вносится в отчет в виде таблицы: в ней заполняются все возможные показатели загрязнений. Чаще всего ОРО загрязняют окружающую среду фосфатами, нитратами, хлоридами, нефтепродуктами и иными химическими веществами.
- Сведения об обработке полученных данных. Выявленные показатели сравниваются с допустимыми фоновыми нагрузками на окружающую среду, фиксируются превышения допустимых значений.
- Оценка обнаруженного загрязнения и прогноз. Он строится на основании динамики загрязнения с учетом результатов мониторинга прошлых лет.
К отчету также прикладываются протоколы лабораторных испытаний воды, почвы и воздуха, на основании которых сделаны выводы. В протоколах указывается, какая лаборатория проводила данные исследования. Отчет дает всестороннюю оценку негативного действия ОРО на окружающую среду, позволяет судить об интенсивности загрязнения и наличии нарушений.
Ответственность за отсутствие отчета или его несвоевременную подачу
Несвоевременная подача отчета по ОРО считается нарушением экологического законодательства. В соответствии с КоАП РФ, за такое нарушение ответственное должностное лицо может быть оштрафовано на сумму до 5 тысяч рублей. На ИП может быть наложен штраф в размере до 100 тыс. рублей, на организацию – до 250 тыс. рублей. Деятельность объекта может быть приостановлена на срок до 90 суток, что повлечет убытки из-за проблем с контрагентами.
Чтобы не допустить начисления штрафов и остановки работы полигона по размещению отходов, воспользуйтесь помощью наших специалистов при заполнении отчетной документации. Профессионалы нашей компании помогут собрать необходимую информацию в рамках мониторинга, провести исследования проб в аккредитованной лаборатории и внести полученные данные в отчет. Он будет готов в минимальные сроки, это позволит своевременно подать информацию в надзорное ведомство.
Чтобы заключить договор о сотрудничестве, позвоните по указанным номерам или оставьте запрос онлайн. Наши сотрудники предоставят подробные консультации по заполнению документов для ОРО.
Автор статьи: В. Миронов, кандидат технических наук, эколог